МАЗ 2000 «Перестройка»

Ответить
Аватара пользователя
maz
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 окт 2012, 14:09
Имя: Витя
Автомобиль: 500

МАЗ 2000 «Перестройка»

Сообщение maz »

Перестройка - процесс, проходивший в Советском Союзе в период правления последнего генсека ЦК КПСС и первого (и единственного) президента страны М.Горбачева. Тогда в 80-е годы прошлого века это название было у всех на слуху. Вот и свой новый автомобиль, созданный в то время, минские заводчане тоже назвали "Перестройка" МАЗ-2000. Об этой модели я впервые услышал практически с начала ее рождения. Тогда на автозаводе много говорили о необычном автомобиле, разрабатываемом коллективом УГК-1. А вот встретиться с ней довелось только спустя несколько лет в одном из столичных автохозяйств на каком-то празднике. На этом мероприятии МАЗ демонстрировал свои последние достижения - спортивную авто-технику и "Перестройку".

Так уж повелось в мировом автомобилестроении, что основными "забойщиками" новых идей являются европейские автомобильные производители. Свои нововведения они создают, как правило, исходя из собственных нужд. "Старушка" Европа уже давно перенасыщена населенными пунктами, и автотранспортной техники у нее в избытке. А дороги узкие и автомобилей на них довольно много. Вот поэтому и разрешается на континенте эксплуатировать только автопоезда длиной не более 16,5 метров и полной массой до 38 тонн. Соответственно немцы, итальянцы и другие изготавливают авто-технику только такого габарита и веса. "А почему мы должны ориентироваться только на Запад?" - решили минчане.

Да, конечно, надо учитывать интересы наших соседей, но ведь есть и другие страны - США, Канада, Австралия, Швеция. Возможности их магистралей намного превышают европейские. Здесь используются более длинные 30-ти метровые "Автоперевозчики" весом от 50 до 75 тонн. Вместимость их тоже раза в два больше обычных. При этом снижается и количество водителей - дальнобойщиков.

Да и в самом СССР с его огромными территориями гораздо выгоднее было эксплуатировать многозвенники нежели классические модели. А если в одном автопоезде совместить требования Европы и других стран? Вот так и родилась идея о создании автомобиля будущего МАЗ-2000 "Перестройка". Предпосылки - одно, но куда важнее собрать коллектив единомышленников, способных реализовать на практике эту идею. И такие люди нашлись. "Нам повезло, что конструкторским управлением автозавода руководил в тот период М.С.Высоцкий - большой профессионал своего дела и хороший руководитель. Он загорелся этой идеей и привлек для работы молодых специалистов, возраст которых составлял 30-35 лет", - рассказал один из создателей 2000-ка С.А.Иванюшенко. Всего в коллективе трудилось пять человек. Кроме Станислава Александровича над созданием автомобиля будущего трудились также А.П.Мышко, С.И.Вантух и С.В.Селивончик.

А непосредственно все работы возглавил ветеран Минского автозавода - В.Н.Сиволобов. И получился сплав опыта и молодости. Для нового коллектива выделили специальное помещение и придали ему юридический статус. Все горели и жили новой идей. Трудились с большим энтузиазмом и желанием. Своей энергией они "заразили" не только коллег по УГК, но и работников экспериментального цеха, где осуществлялась практическая реализация проекта.

В 1985 году было принято решение о начале работ над автомобилем. Как вспоминал позже М.С.Высоцкий, он провел памятное совещание со специалистами УГК МАЗ, где и было принято историческое решение. Поскольку автомобиль предназначался для эксплуатации не только в XX, но и в XXI веках его назвали МАЗ-2000 (2000 - промежуточный этап между этими тысячелетиями). Основные концепции будущей модели разработал В.Н.Сиволобов еще до начала официальных работ и создания своего коллектива. Но и его молодые коллеги тоже вносили различные идеи и предложения. В общей сложности конструктора получили целый ряд авторских свидетельств и изобретений на "Перестройку".

Ее главная особенность состояла в том, что она представляла собой модульную конструкцию с активным приводом звеньев, которая состояла из нескольких составных частей - отдельных звеньев. В нее входили высокая и удобная по сравнению с обычными моделями кабина с ровным полом, где располагались водитель и органы управления автопоездом; грузовая платформа с несущей рамой, представляющая собой сменный кузов; тяговый модуль - место размещения силового агрегата и ведущих колес; модуль "рама" (рама с унифицированными присоединительными элементами для крепления всех модулей); транспортный модуль (подрамник с ведомыми колесами и дополнительным оборудованием) и модуль рулевого управления (поворотный шарнир, исполнительный механизм поворота и седельно-сцепное устройство, объединенные рамой). Полная масса такого автопоезда составила 41 тонн, а его максимальная скорость достигала 120 км/ч. При этом за счет устранения "мертвой зоны" между тягачом и полуприцепом удалось увеличить длину платформы и соответственно полезный объем кузова на 5-10 мз.

Предполагалось, что за счет использования пяти-шести комбинаций "модульник" сможет заменить десятки обычных стандартных грузовиков, стоявших на производстве Минского автомобильного завода. После сборки опытного образца минчане отправили новый автопоезд в Москву в отраслевое министерство. Необычный дизайн и другие нововведения белорусов так поразили чиновников, что они решили отправить эту модель в Париж на международный автосалон 1988 года. И хотя не без приключений МАЗ-2000 добрался до французской столицы, это не помешало ему стать звездой 68-го автомобильного салона. На него обратили внимание не только посетители, но и специалисты.

И даже появились первые заказы от потенциальных потребителей. Будущее автомобиля с надписью на кузове "PERESTROYKA" казалось безоблачным. Его создатели получили большую премию, а руководство страны приняло решение о серийном производстве такой автомобильной техники. Планировалось в 1992 году выпустить 1000 модульных автопоездов. Минчане сразу приступили к делу. Ведь объем работ предстоял большой. В структуре УГК появился крупный отдел по доводке "МАЗ-2000". Была изготовлена еще одна улучшенная модель 2-х тысячника и построен новый главный корпус (сейчас в нем располагается главный конвейер МАЗа).

Но Советский Союз распался, и все работы прекратились. Не по силам минчанам стало в одиночку создавать автомобиль будущего. В 1995 году на одном из заводских праздников автопоезд продемонстрировали последний раз, а потом забыли на долгие годы. Мало того, один из экземпляров порезали на металл. А второй стоял на стоянке возле Управления главного конструктора с другими грузовиками Минского автомобильного завода. Спустя некоторое время, опираясь на опыт "Перестройки", заводчане изготовили опытный образец автомобиля МАЗ-5245 с аналогичной кабиной. Но и здесь дело дальше не пошло. А вот французская фирма Renault (в ее экспозиции находился МАЗ-2000 на памятном автосалоне) сумела организовать производство подобных машин, но только в классическом виде.

Перестройка - процесс, проходивший в Советском Союзе в период правления последнего генсека ЦК КПСС и первого (и единственного) президента страны М.Горбачева. Тогда в 80-е годы прошлого века это название было у всех на слуху. Вот и свой новый автомобиль, созданный в то время, минские заводчане тоже назвали "Перестройка" МАЗ-2000. Об этой модели я впервые услышал практически с начала ее рождения. Тогда на автозаводе много говорили о необычном автомобиле, разрабатываемом коллективом УГК-1. А вот встретиться с ней довелось только спустя несколько лет в одном из столичных автохозяйств на каком-то празднике. На этом мероприятии МАЗ демонстрировал свои последние достижения - спортивную авто-технику и "Перестройку".


Так уж повелось в мировом автомобилестроении, что основными "забойщиками" новых идей являются европейские автомобильные производители. Свои нововведения они создают, как правило, исходя из собственных нужд. "Старушка" Европа уже давно перенасыщена населенными пунктами, и автотранспортной техники у нее в избытке. А дороги узкие и автомобилей на них довольно много. Вот поэтому и разрешается на континенте эксплуатировать только автопоезда длиной не более 16,5 метров и полной массой до 38 тонн. Соответственно немцы, итальянцы и другие изготавливают авто-технику только такого габарита и веса. "А почему мы должны ориентироваться только на Запад?" - решили минчане.

Да, конечно, надо учитывать интересы наших соседей, но ведь есть и другие страны - США, Канада, Австралия, Швеция. Возможности их магистралей намного превышают европейские. Здесь используются более длинные 30-ти метровые "Автоперевозчики" весом от 50 до 75 тонн. Вместимость их тоже раза в два больше обычных. При этом снижается и количество водителей - дальнобойщиков.


Да и в самом СССР с его огромными территориями гораздо выгоднее было эксплуатировать многозвенники нежели классические модели. А если в одном автопоезде совместить требования Европы и других стран? Вот так и родилась идея о создании автомобиля будущего МАЗ-2000 "Перестройка". Предпосылки - одно, но куда важнее собрать коллектив единомышленников, способных реализовать на практике эту идею. И такие люди нашлись. "Нам повезло, что конструкторским управлением автозавода руководил в тот период М.С.Высоцкий - большой профессионал своего дела и хороший руководитель. Он загорелся этой идеей и привлек для работы молодых специалистов, возраст которых составлял 30-35 лет", - рассказал один из создателей 2000-ка С.А.Иванюшенко. Всего в коллективе трудилось пять человек. Кроме Станислава Александровича над созданием автомобиля будущего трудились также А.П.Мышко, С.И.Вантух и С.В.Селивончик.
А непосредственно все работы возглавил ветеран Минского автозавода - В.Н.Сиволобов. И получился сплав опыта и молодости. Для нового коллектива выделили специальное помещение и придали ему юридический статус. Все горели и жили новой идей. Трудились с большим энтузиазмом и желанием. Своей энергией они "заразили" не только коллег по УГК, но и работников экспериментального цеха, где осуществлялась практическая реализация проекта.


В 1985 году было принято решение о начале работ над автомобилем. Как вспоминал позже М.С.Высоцкий, он провел памятное совещание со специалистами УГК МАЗ, где и было принято историческое решение. Поскольку автомобиль предназначался для эксплуатации не только в XX, но и в XXI веках его назвали МАЗ-2000 (2000 - промежуточный этап между этими тысячелетиями). Основные концепции будущей модели разработал В.Н.Сиволобов еще до начала официальных работ и создания своего коллектива. Но и его молодые коллеги тоже вносили различные идеи и предложения. В общей сложности конструктора получили целый ряд авторских свидетельств и изобретений на "Перестройку".
Ее главная особенность состояла в том, что она представляла собой модульную конструкцию с активным приводом звеньев, которая состояла из нескольких составных частей - отдельных звеньев. В нее входили высокая и удобная по сравнению с обычными моделями кабина с ровным полом, где располагались водитель и органы управления автопоездом; грузовая платформа с несущей рамой, представляющая собой сменный кузов; тяговый модуль - место размещения силового агрегата и ведущих колес; модуль "рама" (рама с унифицированными присоединительными элементами для крепления всех модулей); транспортный модуль (подрамник с ведомыми колесами и дополнительным оборудованием) и модуль рулевого управления (поворотный шарнир, исполнительный механизм поворота и седельно-сцепное устройство, объединенные рамой). Полная масса такого автопоезда составила 41 тонн, а его максимальная скорость достигала 120 км/ч. При этом за счет устранения "мертвой зоны" между тягачом и полуприцепом удалось увеличить длину платформы и соответственно полезный объем кузова на 5-10 мз.


Предполагалось, что за счет использования пяти-шести комбинаций "модульник" сможет заменить десятки обычных стандартных грузовиков, стоявших на производстве Минского автомобильного завода. После сборки опытного образца минчане отправили новый автопоезд в Москву в отраслевое министерство. Необычный дизайн и другие нововведения белорусов так поразили чиновников, что они решили отправить эту модель в Париж на международный автосалон 1988 года. И хотя не без приключений МАЗ-2000 добрался до французской столицы, это не помешало ему стать звездой 68-го автомобильного салона. На него обратили внимание не только посетители, но и специалисты.
И даже появились первые заказы от потенциальных потребителей. Будущее автомобиля с надписью на кузове "PERESTROYKA" казалось безоблачным. Его создатели получили большую премию, а руководство страны приняло решение о серийном производстве такой автомобильной техники. Планировалось в 1992 году выпустить 1000 модульных автопоездов. Минчане сразу приступили к делу. Ведь объем работ предстоял большой. В структуре УГК появился крупный отдел по доводке "МАЗ-2000". Была изготовлена еще одна улучшенная модель 2-х тысячника и построен новый главный корпус (сейчас в нем располагается главный конвейер МАЗа).


Но Советский Союз распался, и все работы прекратились. Не по силам минчанам стало в одиночку создавать автомобиль будущего. В 1995 году на одном из заводских праздников автопоезд продемонстрировали последний раз, а потом забыли на долгие годы. Мало того, один из экземпляров порезали на металл. А второй стоял на стоянке возле Управления главного конструктора с другими грузовиками Минского автомобильного завода. Спустя некоторое время, опираясь на опыт "Перестройки", заводчане изготовили опытный образец автомобиля МАЗ-5245 с аналогичной кабиной. Но и здесь дело дальше не пошло. А вот французская фирма Renault (в ее экспозиции находился МАЗ-2000 на памятном автосалоне) сумела организовать производство подобных машин, но только в классическом виде.

Сейчас разработчикам легендарной "Перестройки" больно и обидно говорить об этом. По-разному сложилась судьба создателей автомобиля будущего. А.П.Мышко продолжает трудиться на родном предприятии, где возглавляет конструкторскую службу автобусного филиала АМАЗ. В автобусном производстве работает и В.Н.Сиволобов. С.А.Иванюшеко стал заместитель директора по сбыту и сервису СП ЗАО "МАЗ-МАН". С.И.Вантух создал свою дизайнерскую службу, а С.В.Селивончик уехал в Финляндию. Бывший главный конструктор МАЗ М.С.Высоцкий стал известным академиком, генеральным директором Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Белоруссии и Героем Белоруссии. В 2002 году в Минске в парке им.Горького проходила выставка "Авто-экзотика". Среди ее экспонатов находился и МАЗ-2000. Специально для этого мероприятия на заводе его отреставрировали. И опять, как в молодые годы, он привлекал к себе посетителей - минчан и гостей столицы, в том числе и иностранцев...


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ответить