Автомобили серии МАЗ-500. Казалось, уже буквально все о них известно. Много раз писалась их «трудовая биография». Хорошо известны история создания, годы производства и количество выпущенных автомобилей, награды, полученные моделью и ее создателями, все модификации, созданные на его базе, и многое другое. Но, оказывается, еще остались некоторые непрочитанные страницы 500-го.
«А», «В» и «Э»
Например, нередко можно увидеть рядом с индексом МАЗ-500 какую-нибудь букву. Чаще всего в литературе встречается вариант МАЗ-500А. Понятно, что так называлось новое семейство машин, пришедших на смену 500-му.
Сохранились сведения и о МАЗ-500В, проходившем действительную «воинскую службу» в Советской Армии (газета «Автозаводец» уже писала об истории его создания).
Что касается модификации с буквой «Э», то такие имена носили автомобили, выпускавшиеся в экспериментальном цехе до их постановки на главный конвейер. В принципе, они ничем не отличались от серийных машин.
Но для обозначения МАЗ-500 использовались и другие буквы алфавита.
На базе МАЗ-500
Мы привыкли к тому, что одним из главных показателей автомобиля является грузоподъемность. Но не менее важной характеристикой для него служит грузовместимость, ведь удельный вес перевозимых материалов и изделий может колебаться в несколько раз. Поэтому, чтобы обеспечить перевозку разнообразных грузов требуется иметь кузов достаточной емкости, обеспечивающий перевозку различных, в том числе и легковесных материалов. Замечу, что с такой проблемой столкнулись отечественные перевозчики в последнее время. Но еще в 60-е годы прошлого века конструкторы Минского автозавода приступили к решению этой задачи.
Основной возможностью для повышения грузовместимости автомобиля является удлинение его платформы. Для этого требуется увеличение базы машины. Таким путем пошли и минчане, создав модификацию МАЗ-500Г грузо-подъемностью 7,5 т и базой 4850 мм (у МАЗ-500 — 3850 мм). Разрабатывая 500-е семейство, автозаводцы сконструировали для него три типа платформ — короткую, обычную и удлиненную. И использовали для них ряд унифицированных узлов.
В отличие от базовой модели новый автомобиль имел металлическую платформу (на МАЗ-500 устанавливалась деревянная) с возможностью установки при необходимости на нее наращенных бортов.
МАЗ-500Г изготавливался небольшой партией вплоть до 70-х годов XX века.
Новая модель послужила базой для ряда специальных машин, выпускавшихся другими советскими автопроизводителями. Так, Черкасский завод холодильного оборудования на шасси МАЗ-500Г разработал конструкцию автомобиля-рефрижератора ЧАР-3-500Г, предназначенного для перевозки и кратковременного хранения — охлажденных и замороженных — мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов. Основу автотранспортного средства составляли изотермический кузов объемом 27,5 куб.м. и площадью 13,8 кв. м с подвесной фреоновой холодильной установкой УФ-3 производительностью 3000 ккал/ч и устройством для подвешивания мясных туш. Грузоподъемность ЧАРа при перевозке навалом составляла 5500 кг, а на крюках — 3000 кг.
Выпускались модификации и на базе МАЗ-500А.
Так, на Минском автомобильном заводе была создана модель МАЗ-500С, предназначенная для работы в условиях крайнего севера и северо-востока страны — СССР. Она оборудовалась платформой с надставными бортами грузоподъемностью до 8 т и могла транспортировать 12-тонный прицеп. В отличие от «родителя», «северянин» имел ряд своих специфических особенностей — шины и резинотехнические изделия выполнялись в морозостойком варианте; утепленную кабину с двойными (!) ветровыми стеклами, пневмосигнал и прожектор, утеплитель двигателя и приспособление для его запуска от внешнего источника; для него применялись горюче-смазочные материалы, обеспечивающие нормальную работу узлов и агрегатов при низких температурах, и пр. оборудование.
Были и другие?..
Конечно, были модификации МАЗ-500 и с другими буквами алфавита. Может быть, не все разработчики помнят — с какими. Многих из конструкторов уже нет в живых. Но вот недавно в одном из старых журналов «За рулем» мне попалась публикация, в которой приводились характеристики бортового автомобиля МАЗ-500Т. Значит, были и другие? Может быть, когда-нибудь мы узнаем и о них?..
Юрий ВЛОДАВСКИЙ