Приводы механизмов двигателя

Шестеренчатый привод (рис. 1) служит для передачи вра­щения от коленчатого вала к распределительному валу, топ­ливному насосу высокого давления, регулятору, вентилятору и масляному насосу. Все шестерни приводного механизма из­готовлены из стали 40Х и для более надежной и бесшумной работы имеют косые зубья.

Передача вращения осуществляется следующим образом: от шестерни 22, закрепленной на коленчатом валу, вращение пере­дается шестерне 21 распределительного вала, которая нахо­дится в зацеплении с шестерней вала привода вентилятора. К шестерне 21 крепится болтами ведущая шестерня 20 привода топливного насоса высокого давления, с которой находится в зацеплении ведомая шестерня 19.

Одновременно от шестерни 22 вращение передается про­межуточной шестерне 15, а затем ведомой шестерне 24 привода масляного насоса.

Шестерня 21 распределительного вала имеет число зубьев в 2 раза больше, чем шестерня 22 коленчатого вала, и, следова­тельно, первая вращается в 2 раза медленнее. Шестерня 19 при­вода топливного насоса имеет число зубьев, равное числу зубьев шестерни 20, и поэтому вращается с числом оборотов также в 2 раза меньшим, чем число оборотов коленчатого вала.

Для правильной установки распределительных шестерен и шестерен привода топливного насоса на шестернях имеются мет­ки, которые при сборке нужно совмещать, как показано на рис. 1.

Приводы механизмов двигателя

Установочные метки на указанных шестернях ставятся на заводе при их изготовлении. Во избежание изменения фаз га­зораспределения и нарушения своевременной подачи топлива в цилиндры категорически запрещается в условиях эксплуатации ставить другие метки на шестернях или производить сборку без совмещения меток.

Зазоры в зацеплении распределительных шестерен и шесте­рен привода агрегатов должны составлять 0,09—0,22 мм, а в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестер­ней масляного насоса 0,25—0,37 мм.

Ременные приводы служат для передачи вращения ряду ме­ханизмов двигателя. От шкива 1 коленчатого вала с помощью клиновых ремней приводится во вращение шкив 4 вала водяного насоса и шкив 13 насоса гидроусилителя рулевого управления.

От шкива 5 вала вентилятора клиновыми ремнями приво­дятся во вращение шкив 9 компрессора и шкив 11 генератора.

От надежной работы приводных ремней во многом зависит нормальная работа приводимых в движение агрегатов; поэтому необходимо следить за тем, чтобы на ремни не попадало масло и топливо, которые вызывают пробуксовку ремня и его разру­шение, периодически контролировать натяжение ремней и, если необходимо, регулировать его. Натяжение ремней должно быть определенным, так как излишнее или недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя и к наруше­нию нормальной работы приводимого в действие агрегата.

Натяжение ремней проверяют нажатием на середину ветви с усилием 3 кГ. Нормально натянутые ремни водяного насоса и генератора должны прогибаться на 10—15 мм, а ремень комп­рессора — на 5— 8 мм на короткой ветви. Ремень привода насоса гидроусилителя при нажатии на середину ветви с усилием 4 кГ должен прогибаться на 10—15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, необходимо отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня привода водяного насоса регулируется прокладками. Для натяжения ремня нужно отвернуть гайки крепления боковины разборного шкива, снять боковину и одну- две регулировочные прокладки, находящиеся между двумя по­ловинами разборного шкива (боковиной и ступицей). Снятые прокладки нужно поставить на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, завернуть гайки крепле­ния боковины шкива, поворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. Регулировочные прокладки со шкива снимать не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки нужно поставить между ступицей и съемной боковиной шкива. После регулировки проверяют, нормально ли натянут ремень.

Натяжение ремня привода компрессора регулируют с по­мощью натяжного устройства 7. Перед регулировкой нужно ос­лабить гайки крепления оси натяжного шкива 8 и гайку болта- натяжителя. Вращая болт-натяжитель по часовой стрелке, регу­лируют натяжение ремня. После регулировки затягивают гайки крепления оси, гайку болта-натяжителя и проверяют натяжение ремня.

Натяжение ремня привода генератора регулируют перемеще­нием генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой нужно ослабить болты крепления передней и задней лап генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепле­ния генератора к планке. После регулировки затягивают болты планки генератора, болт крепления передней лапы с контргайгой и гайку болта крепления задней лапы генератора.

Регулировку натяжения ремня привода насоса гидроусили­теля производят аналогично регулировке натяжения ремня при­вода водяного насоса, т. е. путем удаления регулировочных про­кладок разъемного шкива насоса. При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под действием усилия 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.