На новые автомобили Минского автомобильного завода устанавливается четырехтактный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с. производства Ярославского моторного завода.
Как известно, на старых моделях автомобилей МАЗ устанавливался двухтактный дизель ЯМЗ-204 мощностью 120 л. с.
Новый двигатель ЯМЗ-236 (рис. 1 и 2), разработанный Ярославским моторным заводом совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), обладает высокими технико-экономическими показателями: большей мощностью, повышенным сроком службы, эксплуатационной надежностью и хорошей топливной экономичностью.
Высокие мощностные и экономические показатели двигателя ЯМЗ-236 обусловлены совершенным рабочим процессом по четырехтактному циклу и применением неразделенной камеры сгорания в поршне. Хорошее смесеобразование и эффективное сгорание топлива определяются правильным выбором направления сопловых отверстий распылителя форсунки, интенсивным вихревым движением воздуха, обусловливаемым определенным профилем впускного канала и формой камеры сгорания, и применением автоматической муфты опережения впрыска, обеспечивающей оптимальный угол опережения вспрыска топлива. Всережимный центробежный регулятор автоматически с высокой точностью поддерживает любое заданное число оборотов двигателя.
Все это позволило получить пологое протекание экономических характеристик в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов и значительно снизить удельный расход топлива по сравнению с двигателем ЯДЗ-204. Скоростная характеристика двигателя показана на рис. 3.
Двигатель V-образный, что дает возможность значительно сократить длину двигателя, не снижая его мощности.
Благодаря V-образному расположению цилиндров вспомогательные агрегаты и узлы двигателя, нуждающиеся в периодическом обслуживании, удалось разместить в наиболее доступных местах, что очень важно при их обслуживании. К таким агрегатам следует отнести прежде всего элементы топливной аппаратуры и системы смазки.
В двигателе ЯМЗ-236 в отличие от двигателя ЯМЗ-204 применена, как более надежная, разделенная топливная аппаратура, т. е. насосы высокого давления, объединенные в один общий агрегат, отделены от форсунок, установленных на головках цилиндров двигателя и связанных с насосом топливопроводами.
Конструктивными особенностями нового двигателя являются также блочная конструкция картера, один распределительный вал, полноопорный жесткий коленчатый вал с совмещенными шатунными шейками, гильзы цилиндров мокрого типа и др.
В конструкции большого количества деталей двигателя предусмотрена возможность изготовления их прогрессивными технологическими методами: штамповкой, точным литьем, литьем под давлением и т. п.