Коренные и шатунные подшипники

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из двух тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеродистой сдали и покрытых изнутри слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,3—0,65 мм. Применение в качестве антифрикционного покрытия свинцовистой бронзы объясняется ее способностью воспринимать более высокие удельные нагрузки по сравнению с высокооловяннстымн бабби­тами. Кроме того, свинцовистая бронза является сравнительно более дешевым материалом. К недостаткам свинцовистой бронзы следует отнести малую стойкость при воздействии органических кислот, содержащихся в масле. Поэтому для смазки двигателя необходимо применение масла особых сортов со специальными присадками.

Для защиты от коррозии поверхности вкладышей, за исклю­чением внутренней, покрыты тонким слоем (0,003 мм) спе­циального сплава свинца.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников и гнезда под них в блоке и шатунах обработаны с высокой точностью, что позволяет устанавливать их на место без применения каких- либо регулировочных прокладок. Внутренние поверхности вкла­дышей для получения высокой чистоты обработки обрабатыва­ются алмазом.

Диаметр вкладыша в плоскости разъема в свободном состоя­нии больше диаметра гнезда, благодаря чему обеспечивается плотная посадка вкладыша в гнезде и, следовательно, надеж­ный отвод тепла от вкладыша. Для улучшения отвода тепла поверхности, к которым прилегают вкладыши, хонингуют, чем достигается высокая точность прилегания. Это очень важно, так как если вкладыши неплотно прилегают к гнезду, то они быстро перегреваются, что вызывает задир шеек коленчатого вала.

Толщина стенки вкладышей не одинакова по длине окружно­сти: в средней части она наибольшая, у стыков — наименьшая.

Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием кольцевой канавки в заливочном слое с отверстием посередине для подвода масла, вследствие чего они не взаимозаменяемы. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников взаимозаменяемы.

Основная нагрузка у коренных подшипников восприни­мается нижними вкладышами, а у шатунных — верхними.

Для предотвращения проворачивания вкладышей в гнездах на краях вкладышей выдавлены усы, которые входят в выточки, сделанные в теле блока и крышек коренных подшипников, а также в шатунах и его крышках.

Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрен выпуск вкладышей шести ремонтных размеров с уменьшением внутреннего диаметра для каждого из последующих размеров на 0,25 мм. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша, недалеко от стыка. Размеры шеек колен­чатого вала и вкладышей в их средней части приведены в табл. 1.

Основные и ремонтные размеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.