Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из двух тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеродистой сдали и покрытых изнутри слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,3—0,65 мм. Применение в качестве антифрикционного покрытия свинцовистой бронзы объясняется ее способностью воспринимать более высокие удельные нагрузки по сравнению с высокооловяннстымн баббитами. Кроме того, свинцовистая бронза является сравнительно более дешевым материалом. К недостаткам свинцовистой бронзы следует отнести малую стойкость при воздействии органических кислот, содержащихся в масле. Поэтому для смазки двигателя необходимо применение масла особых сортов со специальными присадками.
Для защиты от коррозии поверхности вкладышей, за исключением внутренней, покрыты тонким слоем (0,003 мм) специального сплава свинца.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников и гнезда под них в блоке и шатунах обработаны с высокой точностью, что позволяет устанавливать их на место без применения каких- либо регулировочных прокладок. Внутренние поверхности вкладышей для получения высокой чистоты обработки обрабатываются алмазом.
Диаметр вкладыша в плоскости разъема в свободном состоянии больше диаметра гнезда, благодаря чему обеспечивается плотная посадка вкладыша в гнезде и, следовательно, надежный отвод тепла от вкладыша. Для улучшения отвода тепла поверхности, к которым прилегают вкладыши, хонингуют, чем достигается высокая точность прилегания. Это очень важно, так как если вкладыши неплотно прилегают к гнезду, то они быстро перегреваются, что вызывает задир шеек коленчатого вала.
Толщина стенки вкладышей не одинакова по длине окружности: в средней части она наибольшая, у стыков — наименьшая.
Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием кольцевой канавки в заливочном слое с отверстием посередине для подвода масла, вследствие чего они не взаимозаменяемы. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников взаимозаменяемы.
Основная нагрузка у коренных подшипников воспринимается нижними вкладышами, а у шатунных — верхними.
Для предотвращения проворачивания вкладышей в гнездах на краях вкладышей выдавлены усы, которые входят в выточки, сделанные в теле блока и крышек коренных подшипников, а также в шатунах и его крышках.
Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрен выпуск вкладышей шести ремонтных размеров с уменьшением внутреннего диаметра для каждого из последующих размеров на 0,25 мм. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша, недалеко от стыка. Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей в их средней части приведены в табл. 1.