Коленчатый вал

Коленчатый вал (рис. 1) изготовлен из высокоуглероди­стой стали 50Г методом горячей штамповки, имеет четыре ко­ренные и три шатунные шейки.

Все шейки коленчатого вала, как коренные, так и шатунные, подвергаются поверхностной закалке т. в. ч. на глубину 3,5— 4,5 мм и имеют твердость HRC 52—62.

Шатунные шейки расположены по отношению друг к другу под углом 120°.

Кривошипно-шатунный механизм

В целях снижения веса коленчатого вала шатунные шейки сделаны полыми, а внутренняя полость их используется для дополнительной центробежной очистки масла. Масло из попе­речных каналов в коренных шейках подводится по наклонным каналам в полость шатунной шейки, где под действием центро­бежной силы посторонние частицы, попавшие в масло, оседают внутри полости. Торцы полости закрыты заглушками, которые при ремонте выпрессовываются, и полости очищаются от на­копившейся грязи.

Для повышения надежности и долговечности двигателя ра­бочие поверхности вала обработаны с большой точностью и имеют высокую чистоту обработки. Отклонение от формы пра­вильного цилиндра допускается не более 10 мкм.

Чтобы уменьшить напряжения в гантелях, места перехода от коренной шейки к щекам выполнены по двум сопряженным радиусам. Кроме того, галтели коренных и шатунных подшип­ников упрочнены с помощью наклепа.

Передние щеки коленчатого вала имеют некоторое утолще­ние, что является дополнительной мерой по предотвращению усталостных поломок в результате нагибных колебаний перед­ней части вала.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных под­шипников от сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на коленчатом вале установлены шесть противове­сов 16, в сборе с которыми вал балансируется. Чтобы умень­шить размеры и вес кривошипно-шатунного механизма, в систе­му уравновешивания, кроме того входят выносные противовесы.

Передний противовес 2 посажен на передний конец коленча­того вала, а задний противовес 19 сделан в виде неуравнове­шенной массы на маховике. Все противовесы, за исключением переднего, крепятся к щекам коленчатого вала болтами, голов­ки которых для большей надежности приваривают к противо­весам.

Помимо переднего противовеса, на переднем конце вала на­прессована шестерня 6, имеющая паз для сегментной шпонки. Кроме того, на конце вала установлен круглый маслоотража­тель 5, прижатый к противовесу гайкой, законтренной на валу замковой шайбой. Впереди противовеса насажен шкив 3 приво­да водяного насоса, связанный с валом также сегментной шпон­кой и крепящийся болтом, завертываемым в торец вала.

На заднем конце вала напрессован маслоотражатель 7, который дополнительно закреплен на валу путем вдавливания его металла в четыре отверстия, просверленные в теле вала. К фланцу на задней части вала болтами крепится маховик 18. Цилиндрическую поверхность фланца обрабатывают так же, как и поверхность шеек коленчатого вала. Для точной фикса­ции положения маховик,а относительно шеек коленчатого вала во фланец запрессованы два штифта.

Конец вала пропущен через отверстие крышки распре­делительных шестерен, в которое запрессованы маслоотража­тель и резиновый самоподжимной сальник, изготовленный из маслобензостойкой резины.

Уплотнение заднего конца вала, проходящего через отвер­стие картера маховика, конструктивно выполнено так же, как и переднего конца.

Для фиксации вала от осевого смешения в выточках зад­ней коренной опоры установлены четыре бронзовых упорных полукольца 22 (рис. 1) толщиной 7,5 мм, являющихся по существу упорным подшипником. Для предохранения от проворачивания полукольца фиксируются штифтами 27, запрес­сованными в крышку заднего коренного подшипника. Осевое перемещение вала допускается в пределах 0,121—0,265 мм.

Момент затяжки болтов крепления крышек коренных под­шипников равен 30—32 кГ-м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.